Blog

Типы восприятия информации

Обучение – весьма сложный процесс.
В нашей жизни он играет особую роль, поэтому в настоящее время ему уделяется большое внимание. Но нередко можно наблюдать, что учитываются не все индивидуальные особенности развития учащегося. К одним из самых важных можно отнести ведущий тип восприятия информации.

Все мы получаем информацию через 5 возможных каналов:
слуховой, зрительный, вкусовой, тактильный, обонятельный.
Воспринятая информация поступает в мозг и там перерабатывается.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:

👀 Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

👂Аудиалы – те, кто в основном получает информацию через слух.

🙌 Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через обоняние, осязание и с помощью движений.

🧠 Дигиталы/Дискреты – у таких людей восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов.

Разумеется, любой человек в своей жизни использует самые разные каналы восприятия.
Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать.

Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

Визуалы

Каждый из типов восприятия имеет свои характерные черты, которые определяют его восприятие информации, и влияют на все учебные процессы, и даже на взаимодействие с другими людьми. Если вы, как и я, много учитесь, то понимание собственного типа восприятия поможет организовать процесс обучения с максимальной пользой.
По статистике в России 35% всех людей являются “визуаломи”. Это один из самых распространённых ведущих типов восприятия. Напомню, что в таком случае ведущей системой человека является зрительная, то есть человек максимально воспринимает мир через визуальные образы.
Основа обучения таких людей — визуальная информация. Для визуалов слух и зрение составляют единое целое, поэтому, если такой человек только услышал материал, но не увидел, то с большой долей вероятности информация быстро забудется.

Визуалы моментально усваивают всю наглядную информацию, поэтому наиболее выгодно использовать все методы и приемы наглядного представления материала:

-интеллект-карты
-схемы
-графики
-иллюстрации
-фотографии
-демонстрационные модели
-опыты, эксперименты

Визуалы лучше всего учатся на наглядном примере, когда они видят изучаемый материал в режиме реального времени. Хорошо помнят расположение предметов, путь, неплохо ориентируются в пространстве, хорошо воспринимают текстовую информацию, способны быстро научиться скорочтению.
В жизни визуала много идей, мечтаний, грез. Они часто являются генераторами идей, поскольку могут в своем воображении создать совершенно необычные ассоциации и связи.
Я однозначно могу сказать, что зрительные образы в обучении мне особенно важны.

Аудиалы

На данный момент группа людей с ведущей слуховой системой самая малочисленная.
Что можно сказать о таких людях?
Такие люди хорошо воспринимают лекции, музыку, беседы, диалоги. Четко и эффективно удерживают линию разговора, часто именно в ходе беседы улавливают смысл изучаемого материала, поэтому им важно учиться в группе, обсуждая изучаемую тему, рассуждая вслух над проблемой.
Важно, что при сосредоточении аудиалам необходима полная тишина, так как любые посторонние звуки их отвлекают, либо есть вторая грань, когда люди с ведущей слуховой системой лучше воспринимают информацию, идущую на фоне музыкального сопровождения. Для аудиала музыка затмевает все посторонние звуки и позволяет сосредоточиться на главном. 
Аудиала всегда приятно слушать, это прекрасные рассказчики и не менее прекрасные собеседники, которые по интонации и манере речи могут понять с полуслова.
У аудиалов есть еще одна интересная особенность – при выполнении заданий такие люди могут шевелить губами, говорить сами с собой, издавать монотонные звуки, что помогает им в запоминании информации.

Кинестетик

Если ваш ребенок с трудом учится читать, осваивает грамоту, не может запомнить и применить самые простые правила, не может дождаться конца урока, не стоит обвинять его в лени, невнимательности и отсутствии способностей. Возможно, он не в состоянии воспринимать информацию просто потому, что его учат не так.
Согласно недавним исследованиям большинство детей сегодня можно назвать кинестетиками, то есть, ведущими у них являются двигательные и тактильные ощущения.
“Движение – это жизнь”
В данном случае данная поговорка приобретает особое значение.
Кинестету очень сложно удерживать фокус внимания, они легко отвлекаются, им сложно усидеть на месте продолжительное время, заниматься рутинной работой.
Если приходится что-то запоминать, то лучше это написать или нарисовать самому собственными руками.
Кинестетам важно все пощупать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус и полноценно ощутить изучаемый предмет.
Лучше всего всю информацию воспринимает через практические упражнения, эксперименты, где своими руками проверяет полученную информацию на практике.
К большому сожалению нынешняя образовательная система совсем не рассчитана на обучение кинестетиков. В обучении ребенка необходимо учитывать все три основные канала восприятия информации, в то время как в школах до сих пор ориентируются лишь на два канала – зрительный и слуховой.

При обучении кинестетики предпочитают:
-Ролевые игры: информация лучше впитывается, если разыгрывается какая-нибудь сценка.
-Соревнования: спортивная составляющая играет большую роль для мотивации.
-Экскурсии: кинестетикам лучше увидеть и потрогать, чем прочитать и услышать.
-Проекты: при помощи физической деятельности такие люди обучаются значительно быстрее.

Также будут полезны лабораторные исследования, шарады, гимнастика и игры, в которых задействуется все тело.
Это связано с тем, что кинестетики не могут полноценно усваивать знания, если их тела на вовлечены в процесс.

Дигитал

Дигитальная система восприятия связанна с логическим построением внутреннего диалога. Им свойственно воспринимать окружающий мир через внутреннюю речь, через диалог с самим собой.
Дигиталы обращают внимание на логику и связи, смыслы, последовательности. Часто дигиталы спрашивают: какой же в этом смысл; не пойму, как это связано; хотелось бы привести все в систему; надо это как-то упорядочить.
Люди этого типа восприятия встречаются сейчас реже, чем визуалы или кинестеты, и тем не менее чаще чем люди с доминирующей слуховой системой.
Дигиталы всегда стремятся понять, осмыслить суть происходящего. Они могут быть чувствительны и ранимы, но мир для них интересен с точки зрения познания смысла и логики, закономерностей. В стрессовой ситуации именно дигиталы лучше всего сохраняют самообладание и спокойствие, могут сохранять ясность мысли и восприятия окружающего пространства.
Прекрасно обучаются всем наукам, имеющим строгую логику и последовательность: математике, физике, механике, технологии. Такие люди часто работают в области, где множество исследований, математической и статической обработки, программирования.
Главное для дигитала — понять логику и связи в материале, упорядочить изучаемое в систему с понятными причинно-следственными связями. Поэтому старайтесь в ходе обучения выстраивать логику всей изучаемой темы.
Для этого можно использовать:
-схемы
-интеллект-карты
-сжатые планы
-собственноручно составленные тезаурусы

Итоги

Это даже не резюмирование всей информации, а мое личное мнение. Постараюсь коротко 🙂

Можно иметь один-два доминирующих типов восприятия, но это совсем не значит, что другие при этом не работают. Мы говорим сейчас про первый входной. И да, особенности есть от личности к личности. И очень важно осознать, что наилучшим образом работает для тебя.
Мое личное мнение – особое значение это имеет для кинестетов и дигиталов, потому что там требуется немного иной подход со стороны педагога, если рассматривать обучение со стороны школьной системы.
Но мы все здесь взрослые люди и школа с институтами давно позади. Обучение и самообразование – нет.
Так как понимание типов и систем восприятия может помочь?
Как я уже сказала – начинаем с осознанности. С себя и того как максимально лучше учится тебе и только тебе.
Дальше идем глубже.
Важно понимать не только свои сильные стороны, но и слабые и развивать их.
Подключение как можно большего количества каналов, помогает еще более качественному запоминанию.
Написала, нарисовала, поговорила, построила логическую цепочку, пропела и придумала ассоциацию. Вуаля. В голове образовалась новая устойчивая нейронная связь.