Blog

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия — это самоанализ, самооценка, “взгляд внутрь себя”. Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Если учащийся понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Виды рефлексивных приемов можно классифицировать в зависимости от их временной направленности:

  • Ретроспективная – выявление и воссоздание схем, средств и процессов, имевших место в прошлом.
  • Проспективная – выявление и корректировка схем и средств возможной будущей деятельности.
  • Интроспективная – контроль, корректировка или усложнение мыслительных процессов в ходе реализации деятельности.

Даже эта несложная классификация показывает, насколько широки возможности рефлексии для обогащения и качественного преобразования учебного процесса. Более того рефлексия может стать фундаментом для всего образовательного процесса.

Цель рефлексии учебной деятельности в самооценке учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Для реализации этой цели:

-организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке,
-учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия
-намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

Результатом рефлексии может стать:
– формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
– формирование границ собственного «знания « и «незнания».
– восприятие оценки учителя,
– адекватная самооценка.
– построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
– анализ,
– синтез,
– установление причинно-следственных связей.