Blog

Интервальные повторения и Кривая Забывания

Интервальные повторения (англ. spaced repetition) — это техника качественного запоминания информации, которая выводит расширение словарного запаса на новый уровень. Ее смысл заключается в повторении изучаемого материала по определенной схеме, с постоянно увеличивающимися интервалами.

В большинстве случаев нас хватает поучить день. Максимум два. А потом мы получаем мнимое ощущение “я выучил”. Да, выучил, но насколько в голове еще будет держаться эта информация? День, два, пока не напишется контрольная? Если слово легкое или завязано на очень яркую ассоциацию, то может оно задержится дольше, но надо ли испытывать удачу, если есть реально работающий способ? Ведь интервальные повторения реально работают.

Вот вам наглядный пример – немецкий психолог Герман Эббингауз в одном из экспериментов решил проверить данный метод: он учил «Дон Жуана» Байрона с помощью интервальных повторений и механического заучивания. Результат? С интервалами получилось в 9 раз быстрее.

Интервальные повторения просто необходимы при изучении новых слов, хотя может быть полезной при запоминании любой информации. Интервальные повторения не противопоставляются другим техникам, таким как мнемотехника к примеру, а также не предполагают заучивания наизусть без понимания.

Немного истории

Еще раз вспомним Германа Эббингауза, который был увлечен идеей изучения «чистой» памяти — запоминания, на которое не влияют процессы мышления. Для этого им был предложен метод заучивания бессмысленных слогов, состоящих из двух согласных и гласной между ними, не вызывающими никаких смысловых ассоциаций (например бов, гис, лоч и т. п.).

В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.

Добавьте описание

Эббингауз установил, что:

основное «забывание» происходит в период, следующий непосредственно за заучиванием — в этот период теряется наибольший объем материала.
осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее.
с увеличением повторений скорость заучивания уменьшается. Это значит, что 20 повторений за день не будут намного эффективнее, чем 15.
заучивание в целом эффективнее заучивания по частям. То есть эффективнее учить стихотворение в целом, чем по отдельным частям.
«эффект края» — явление, которое состояло в том, что элементы, находившиеся в начале и конце, запоминались быстрее, чем элементы, находившиеся в середине;
если испытуемый знает, что выученный материал ему пригодится, он запоминает его лучше;
профессионал, получив новую информацию по своей предметной области, встраивает ее в уже сформированный в его сознании контекст и запоминает гораздо лучше, чем посторонний человек.

Пимслер советовал повторять фразу 11 раз. Можно сделать проще и обойтись девятью подходами: прочитать, повторить через 30 минут, потом — на следующее утро, потом — через три дня, неделю, месяц, три месяца, полгода и через год.
Если повторять фразу 10 секунд (два озвучивания по пять секунд), то понадобится полторы минуты в год.

Трехкратное повторение — необходимый минимум.

Если объем информации велик, повторять ее лучше с разной степенью подробности. В первый раз — в полном объеме, во второй — ключевые моменты, в третий — весь объем информации в другой группировке или в другом порядке. Чем основательнее вы ее переработаете, тем крепче запомните.

В качестве постскриптума

Если учесть всю информацию, можно увеличить качество своего запоминания в несколько раз, при этом напрягаясь даже меньше и освободившееся время провести с пользой. Благодаря методу интервальных повторений можно напрочь забыть о существовании дедлайновской паники, тревоги и стресса по поводу плохой памяти. Все учится достаточно легко и быстро.

Чтобы подкрепить результат, не забывайте про системный подход и максимально активно используйте новую лексику:

— используйте новые слова в разговорах или переписках,
— записывайте на диктофон короткие рассказы на английском с заученными фразами, а потом слушайте их до тех пор, пока не запомните все пройденные слова,
— делитесь знаниями в соцсетях или заведите telegram-канал выученных слов.

Занимайтесь в приятной и тихой обстановке. Так легче воспринимать новую информацию, а в голове появится устойчивая позитивная ассоциация «учиться — приятно и просто». И ведь это и правда так 😉