Blog

Постановка целей по-умному. Говорим про SMART

SMART – это “умный” по-английски? И да и нет! В нашем случае SMART это:

S   Specific


M Measurable


A  Achievable

R Relevant

T Time bound

Скоро Новый Год, друзья, а это значит пора задумываться о том как прошел этот и полировать планы на следующий. Да, знаю, хочется все и побольше и желательно вот прямо сейчас! Сама такая, но one step at a time. Вдох-выдох и учимся  делать New Year’s Resolutions которые работают!

Итак, обо всем по порядку –>

1) Specific

Цель по SMART должна быть КОНКРЕТНОЙ, что увеличивает вероятность ее достижения. Но что это значит? А то, что при постановке цели точно определен результат, который Вы хотите достичь.
Задайте себе следующие вопросы:

✔- Какого результата я хочу достичь за счет выполнения цели и почему?

✔- Кто вовлечен в выполнение цели?

✔- Существуют ли ограничения или дополнительные условия, которые необходимы для достижения цели?

И не забывайте главное правило: одна цель — один результат.

2)Measurable

Или то что цели должны быть измеримыми, а для этого надо установить конкретные критерии.
Цифры должны быть адекватно подобраны, так чтобы в них был заложен смысл.
Например: “хочу похудеть”. Чем не цель? Цель, да еще какая. А когда мы поняли, что достигли ее? Для этого нам и нужен критерий измеримости. Цель намного более весомая и ощутима, если есть конкретные цифры. Например, похудеть на 5кг.
Просто увеличить доход? Нет, к концу года выйти на 120000 в месяц.
И так далее.

С языками, например, можно ставить цель на выучивание новых фраз (5 в день и тому подобное по вашим силам) или по уровням (для этого нужно сперва изучить критерии здесь).

3) Achievable

Прежде чем ставить очередную мега-цель, подумайте насколько она достижима, так как реалистичность выполнения задачи очень влияет на мотивацию. Если цель не является достижимой — вероятность ее выполнения будет стремиться к 0, появляется фрустрация, руки опускаются и все благополучно забрасывается так и не успев начаться. Достижимость цели определяется на основе тщательных расчетов и адекватного анализа своих возможностей и ограничений. Ограничениями могут быть: временные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы, а также имеющиеся знания и опыт, и многое другое.
Хочу за год построить дом или купить остров при это не имя никаких начальных сбережений при зарплате в 60-70 тысяч – не является адекватной и достижимой целью.

Хочу свободно говорить на итальянском через год, а при этом вы работаете как лошадь ломовая и у вас от силы час в день на язык есть – аналогичная ситуация. Скорее всего вы и час этот не всегда на язык будете тратить, отдыхать же тоже надо иногда. Погулять там, спортом позаниматься, с семьей время провести. Да и понятие “свободно говорить” уж очень пространственно и для каждого человека свое – что бы вы под этим подразумевали?

Но если поставить цель – отложить n-ую сумму для покупки участка, как первый этап ведущий к мечте о собственном доме, а на итальянском к концу года уверенно изъясняться на бытовые темы, то все становится намного более реальным, не так ли?
Поэтому стараемся поумерить пыл. Москва не сразу строилась и долгосрочные планы вам тоже не шутка.

4) Relevant  

Для определения значимости цели важно понимать, какой вклад решение конкретной задачи внесет в достижение глобальных целей. Если вы не можете ответить на вопрос “Что мне это даст? Какие выгоды принесет достижение данной цели?” Тогда цель не оправдывает средства, а соответственно бесполезна.
Часто это всегда самый сложный пункт. Зачем?? Ну зачем я это делаю? (это – здесь абстрактное)
Вечный вопрос и даже если ответ иногда очевиден, это не делает задачу проще. Возьмем за пример изучение нового языка. Если вам он не нужен для переезда или для учебы или продвижения по карьерной лестнице, то часто многие встают в ступор. Для чего я его, этот язык, буду учить?
Причин учить языки на самом деле очень много.

5) Time bound 

Смарт или нет, но говоря про цели нужно их ограничивать по времени. Ставим дедлайны.
Иначе это остается в категории мечт, а не целей.
Год, 3 месяца, месяц, неделя, день. Должен быть четкий план. Чем меньше срок, тем детальнее и конкретнее.
В этом смысле мне действительно импонирует планировать не на год, а разбить год по 3 месяца. В таком более краткосрочном формате проще концентрироваться – Здесь мы возвращаемся к 12 неделям. Но глобальный вектор движения обязательно надо знать, хотя в долгосрочной перспективе все может сместиться, больше переменных. Здесь можно подключить принципы AGILE.

Как мы уже заметили ставить цели вообще не так просто, целая наука, и нужно учитывать много много факторов, а еще испробовать все на практике и выработать для себя работающую стратегию по планированию и организации. Вообще, хочется особо обратить внимание, что хотя кажется, что систем планирования очень много, они не исключают друг друга, но чаще всего органично дополняют. При правильном использовании планирование может стать действенным оружием в любом деле.