Blog

Кривая обучаемости

Кривая обучаемости или кривая Бандуры. Что это и зачем про нее вообще надо знать?

Кривая обучаемости (learning curve – кстати, изначальная идея названия сайта) — графическое представление изменения скорости обучения определённому знанию или виду деятельности. Как правило, способность сохранять в памяти новую информацию максимально после первых попыток освоения данной деятельности, затем скорость обучения постепенно снижается, что означает необходимость большего числа повторений для усвоения материала

Wikipedia

По факту, приступая к изучению нового материла все ожидают равномерного улучшения навыков и хорошей динамики, но реальность с ожиданиями редко совпадает и на деле получается следующая кривая. Кривая обучаемости.

Вначале, когда человек только начинает заниматься, из него так и бьет энтузиазм и подгоняет  мотивация. Все интересно и все в новинку. Происходит резкий скачок, так как поступает много новой и на первых порах простой информации, которая быстро усваивается.

Мы наслаждаемся первыми успехами, пока энтузиазм начинаний за сроком годности не начинает идти на убыль. Происходит регрессия и откат назад. В такие моменты многие начинают бросать начатое оправдывая себя: “Не вижу прогресса, ничего не понимаю, видно я тупой и вообще мне все это не так уж сейчас нужно.” И я не преувеличиваю. Поэтому, если вас сейчас одолевает тоска и уныние, скорее всего вы как раз в фазе регрессии. Но вы не бросаете и двигаетесь вперед, иначе вас не было бы на этом сайте, и переступаете барьер преодоления. Или нет. Тогда человек бросает обучение и возвращается к исходной точке, своему прежнему уровню. Но это не про нас, не так ли?

Кому-то требуется неделя, кому-то месяц, а кому-то год. Я утрирую, но суть в том, что важно оценивать не то, как быстро человек учится, а количество прилагаемых усилий. А если усилий вкладывается много, а результат не особо заметен, то надо задуматься о смене стратегий обучения.

И вот мы грызем гранит дальше, и уже кажется, что все стало понятно и навык закрепился. Появляется чувство удовлетворения и довольства собой, как незаметно подкрадывается новая фаза регрессии. Задания усложняются, нанизывается все более сложная лексика и другие правила, концентрация внимания рассеивается и опять нужно делать усилие пройти барьер преодоления, и через некоторое время достигается синергетический эффект – эффективность возрастает за счет накладывания новых навыков друг на друга, нового понимания, новых умений.

Наглядно этот график можно отобразить так.

Кривая Бандуры. Или почему мы бросаем начатое. | Пикабу

И помните – достичь вершины, можно только приложив усилия.

! Важно – темп обучения индивидуален. Не сравнивайте себя с другими людьми, а тем более не гонитесь за их успехами.