Blog

Конус опыта и 5 советов активного вовлечения

То что вы видите сейчас перед собой это так называемый “Конус опыта”, который был разработан Эдгаром Дейлом. На основе многих наблюдений и исследований в 1969 году Эдгар Дейл сделал вывод, что самым наименее эффективным способом обучения является прослушивание лекций и чтение материалов по предмету, в то время как обучения других и использование полученных знаний на практике в собственной жизни приводит к максимальному и долговременному запоминанию.

Конус опыта Эдгара Дейла | Навыки обучения, Стратегии обучения, Уроки письма

Не смотря на то что есть много неточностей в интерпретации пирамиды и споров на счет научной доказательности расстановки процентных соотношений, особенно учитывая индивидуальные особенности людей в восприятии и запоминании информации, одно остается неоспоримым, что чем больше каналов подключается и чем больше мы применяем на практике полученные знания, тем больше шанс, что знания останутся в долговременной памяти и могут быть активно использованы. И сейчас в эпоху интернета и активного развития других цифровых технологий актуализировать полученные знания становится все проще.

Так как я специализируюсь на лингвистике и изучению языков, хочу привести ряд примеров как можно прорабатывать материал на основе лексики (имейте в виду, что данные методы можно адаптировать и переносить в другие сферы):

Ведите онлайн-дневник или блог

Лучше, если это открытые площадки, где доступны комментарии и активная коммуникация пользователей. Это может быть Instagram, Twitter, а может и сайты специализирующиеся на взаимном обмене и изучении языков.
Вы прошли тему и у вас накопилось несколько страниц вкусной и полезной лексики, но чтобы она не уплыла из актива в пассив, ее надо актуализировать время от времени. Напишите небольшой пост к примеру про работу или тайм-менеджмент сразу после изучения данной темы, задайте вопрос аудитории, включайтесь в дискуссию, пройдите по смежным хэштегам и оставьте свой комментарий. Активно используйте новую лексику.
Время от времени возвращайтесь к этой теме, чтобы освежить в памяти знания, которые имеют тенденцию испаряться.
А что если вести видео-дневник? Как вам такая идея? +100500 к запоминанию – это точно. 😉

Конспектируйте. Пишите рассказы

Сейчас даже не о мышечной памяти, хотя и о ней тоже. Это скорее о визуальных заметках, о которых будет скоро статья. Stay updated. Правильная организация записей значит много и может помогать мозгу запоминать информацию или наоборот мешать. Поэтому не мешайте все в кучу, тематизируйте и выделяйте маркерами важную информацию.
При чем тут рассказы, скажете вы? Всегда полезно писать краткое изложение к прочитанным текстам и прослушанным аудио. Это всем ясно, но почти никто не делает. Тем не менее это не совсем рассказы, так?
Возьмите определенный список слов и придумайте с ними историю. Она может быть какой угодно. Главное – употребить все слова.

Общайтесь с реальным людям

За спрос денег не берут. Напишите администрации отеля и уточните наличие мест на определённые даты и что включено в стоимость. Позвоните в туристическое агентство и узнайте цены на перелет из Британии в Турцию. а может вы хотите купить дом на берегу озера в Швейцарии? Так почему не написать в агенство по недвижимости? Мечтать так мечтать!
И это нормально! Вы не обязаны что-то у них покупать или заказывать. Вы же не всегда покупаете новый телефон заходя в Евросеть.
А если вы уже находитесь или даже живете в иноязычной среде, то вам крупно повезло и все ваше окружение – это шанс для отработки на практике новоприобретенных умений. Заходите в магазины, банки и кинотеатры, приставайте к людям на улице с вопросами и small talk.
Еще одна идея – посетите конференцию полиглотов. Ну или другую интересную вам международную конференцию проводимую на иностранном языке. Займитесь там не только практикой языка, но и нетворкингом.

Фантазируйте

Это мой излюбленный способ. Сидишь так удобно на диванчике, чаек попиваешь, а в фантазиях шопишься на Бродвее и заказываешь кофе в Старбаксе.
Используйте активно новые конструкции, так они приобретут более личностный характер и запомнятся лучше.
Думайте на языке. Не упускайте возможности комментировать свои бытовые действия. Это тоже отличный способ для активизации лексики. А еще можно разговаривать с самим собой. Ведь всегда приятно поговорить с умным человеком, не так ли? И пожалеет и подбодрит, и посмеется вместе над не смешной шуткой.

Делитесь своими знаниями и учите других

Когда я стала преподавать, мой мир перевернулся. Я не призываю вас становиться преподавателями и учителями. Никак нет. Хотя это тоже вариант при достижении определенного уровня и можно давать уроки детям или учащимся с более низким уровнем знаний. Но представим, что это не ваш вариант, и тогда есть стади-группы, где можно делиться своим прогрессом, искать совета и помощи, помогать другим. Коллективный разум и коллаборация в обучении – мощная сила.

Я отдаю себе отчет, что многим этот список может показаться из рядя “ну это уж слишком”. А если серьезно, то сначала попробуйте все способы, чтобы найти свой, или чередуйте их между собой для разнообразия. Вы не пожалеете и заметите разницу. Мы учимся не для того, чтобы выращивать персональную википедию в мозгу, а для реальной жизни. Так не ждите и идите применять каждую крошку новых знаний на практике.